История кафедры

Первый набор студентов по специальности "Промышленный транспорт" был проведен в 1967 г. (50 человек). В этом же году при кафедре промышленного и гражданского строительства строи­тельного факультета Липецкого филиала Московского института стали и сплавов (зав. кафедрой Ерофеев А. Н.) была организована секция промышленного транспорта. Инициатором открытия специальности ПТ и организатором её был доцент, к. т. н. Беляев В. Е. Он же и возглавил эту секцию. Первыми преподавателями специальных дисциплин были ассистенты Рубцов Вячеслав Федорович, Тимофеева Олимпиада Ивановна. На условиях почасовой оплаты работали специалисты НЛМК Коваленко П. Г., строительных организаций Ляховицкий И. П., Основиков В. И., Гаршин И. Д., Холмецкий Л. А.

В 1970 г. в штат кафедры был избран к. т. н. Сосенков А. Л., в 1971 г. - к. т. н. Петров В. А., в 1972 г. Чалышев А. С., Троян П. И., Набоков В. Ф. В 1972 г. секция промышленного транспорта была преобразована в кафедру, а первым зав. кафедрой был избран к. т. н., доцент Беляев В. Е. В этом же году (1972 г.) состоялся первый выпуск специалистов промышленного транспорта. Председателем ГЭК был приглашен доцент Ростовского инженерно-строительного института Дегтяренко Владимир Николаевич, впоследствии автор нескольких учебников по специальности "Промышленный транспорт". Первые выпускники были направлены для работы на НЛМК, в проектные и строительные организации г. Липецка. Инженер Суворов В.А., окончивший институт с отличием, был оставлен на кафедре для преподавательской работы. В 1982 г. он защитил кандидатскую диссертацию и в настоящее время работает доцентом кафедры управления автотранспортом.

К моменту образования самостоятельной кафедры ПТ была в ос­новном создана материальная база кафедры, лаборатория управле­ния эксплуатационной работой, автоматики, телемеханики и связи, подвижного состава. В создании указанных лабораторий большую роль сыграл первый заведующий лабораториями инженер Лихачев П. И. Значительную помощь кафедре в создании лабораторных установок оказали работники НЛМК Смелов В. А., Васильев В. Б., Бородаенко Ю. М. Специальность была укомплектована учебно-методической и нормативно-справочной литературой. Большая работа в этом направлении была проведена преподавателями кафедры и ответственной за этот участок работы Тимофеевой О.И. В этот период преподавателями кафедры интенсивно велась подготовка и издание методических указаний по курсовому проектированию по дисципли­нам кафедры по производственным практикам.

В это время и в последующие годы осуществлялась активная де­ятельность по созданию базы производственной и преддипломной практик. Ответственным за этот участок работы был Чалышев А. С. Постоянными базами практик студентов специальности стали: УЖДТ (ЖДЦ) НЛМК, Новосибирское ППЖТ, Промтрансниипроект (г. Москва) и её филиалы: Уральское отделение (г. Свердловск) и Ленинградское отделение, Липецкавтодор, а впоследствии, завод "Свободный Со­кол", Студеновское рудоуправление. Студенты проходили производ­ственные практики, как правило, на рабочих местах.

В 1970 г. набор студентов был увеличен до трех групп (75 чел.). Выпускники направлялись для работы не только на предприятия Ли­пецка, но и в другие регионы России (Норильск, Красноярск, Свердловск, предприятия Дальнего Востока и т. д.). В 1973 г. штат кафедры пополнился новыми преподавателями: были избраны Коваленко П. Г., ранее работавший на условиях почасовой оплаты, Гуркова Тамара Евгеньевна (проработала на кафедре до 1979 г.), Кудряшова М. С. - выпускница кафедры (в 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию). В настоящее время она работает доцентом в Уральском государственном университете путей сообщения.

В 1974 г. доцент Беляев В. Е. организовал и стал заведовать новой кафедрой строительства и архитектуры, а заведующим кафедрой про­мышленного транспорта был избран доцент Сосенков А. Л., который проработал в этой должности с 1974 по 1978 г. и с 1983 по 1990 г. (всего 11 лет).

В 1974 г. на преподавательскую работу был приглашен выпускник аспирантуры МИИТа Козлов П. А., который возглавил на кафедре новое научное направление - оптимизация работы транспорта ме­таллургических заводов с применением имитационного моделирования. По этому направлению были подготовлены и защищены кандидатские диссертации преподавателями и сотрудниками кафедры: Коваленко П. Г. в МИИТе в 1979 г., Суворовым В. А. - в МИИТе в 1982 г., Поповым А. Т. - в МИИТе в 1984 г., Бугаевым А. В. - в ИКТП при Госплане СССР 1984 г., Сорокиным В. И. - в ЛИИЖТе в 1984 г., Кудряшовой М. С. - в МИИТе в 1985 г. Доцент Козлов П. А. подготовил по этому направлению и защитил (будучи зав. кафедрой с 1987 г. в Уральском электромеханическом институте инженеров ж.-д. транспорта) докторскую диссертацию.

В этом же 1974 г. на должность ассистента кафедры была избрана Занина Л. Г., которая проработала на кафедре до 1987 г.

В 1977 г. на должность младшего научного сотрудника был избран окончивший с отличием институт Попов А. Т., который после защиты кандидатской дис­сертации (в 1984 г.) в 1985 г. был избран заведующим кафедрой в Магнитогорском горном институте, где проработал до 1990 г., а затем был приглашен на должность заведующего кафедрой промышленного транспорта в Липецкий политехнический институт.

В 1978 г. в связи с переходом Сосенкова А. Л. на другую работу исполняющим обязанности заведующего кафедрой промышленного транспор­та был назначен доцент Петров В. А., который проработал в этой должности до 1983 г.

В 1979 г. в результате расширения хоздоговорных научно-исследовательских работ на должность младшего научного сотрудника были избраны Мальцева Н. Г., Бугаев А. В. выпускники кафедры промышленного транспорта. Мальцева Н. Г. проработала на кафедре до 1987 г. и в настоящее время возглавляет учебно-методическое управление Липецкого государственного тех­нического университета, в 2003 году защитила диссертацию кандидата педагогических наук, а Бугаев А. В. вместе с Козловым П. А. и научными сотрудниками Александровым А. Э. и Якушевым Н. В. перешли работать в Уральский электромеханический институт инженеров транспорта.

В 1983 г. кафедра промышленного транспорта была преобразована в кафедру организации перевозок. Тогда же был произведен набор студентов по специальностям: "Организация перевозок и управление на промышленном транспорте" (240100) и "Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте" (240101).

На кафедре промышленного транспорта в разные годы работали: заведующими лабораторией - инженеры Шопин А. И., Ткачев А. М., Степанов В. В., Бураков А.И.; научными сотрудниками: Сешенова Л. В., Сорокин В. И., Якушев Н. В., Александров А. Э., Осокина В. В., Черенков В. И., Соколов А. И.; лаборантами: Карих А. И., Гордин Д. Б., Помешкина 3. И., Бурлак Н. В., Андросова Г. Н. Бессменным лаборантом кафедры до 1995 г. работала Бузина А. А.

В учебном процессе принимали участие ведущие специалисты предприятий: Бойко В. Л. - замдиректора ОАО НЛМК по транспорту; Ушаков В. Н. - начальник отдела АСУ УЖДТ ОАО НЛМК; Мальцев Е. А. - диспетчер станции Казинка Юго-Восточной железной дороги; Жданов С. Ю. - начальник цеха механизации УЖДТ ОАО НЛМК; Кисиль В. И. - начальник управления железнодорожного транспорта ОАО НЛМК; Четвериков В. А. - начальник цеха эксплуатации УЖДТ ОАО НЛМК, сегодня - начальник Управления железнодорожного транспорта ОАО НЛМК; Повлов А. П. - начальник Липецкого УТЭП; Бондарев Б. А. - начальник управления автомобильных дорог Администрации Липецкой области, сегодня - доктор технических наук, профессор кафедры строительных материалов, директор строительного предприятия "Липецк Автобан", депутат городского Совета.

С 1995 года кафедра готовит инженеров путей сообщения по специальности "Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)".

В 1990 г. на должность заведующего кафедрой организации перевозок был избран Попов А. Т., который возглавляет кафедру и в настоящее время. За это время кафедрой разработан комплекс учебно-мето­дической документации для новых специальностей 240100 и 240101, включающий рабочие учебные планы специальностей, программы учебно-методического объединения железнодорожных специально­стей, рабочие учебные программы читаемых дисциплин, модели специалистов, уровни требований к специальностям по группам дисциплин. С 1995 г. был прекращен набор студентов по специальности "Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте" в связи с трудностями в трудоустройстве выпускников. Разработан учебный план специализации "Международные перевозки и транспортно-экспедиционное обслуживание". По этой специализации подготовка инженеров в настоящее время проводится по индивиду­альным планам. В 1993 г. на кафедре открыта аспирантура. Под руководством Попова А. Т. были защищены две кандидатские диссертации: Рудометкин М. Б. "Взаимодействие промышленного и магистрального транспорта при организации отправительской маршрутизации в новых экономических условиях" в МГУ ПС - 1997 г., Либерман Б. А. "Обоснование принципов взаимодействия магистрального железнодорожного и промышленного транспорта в современных условиях" в ПГУПС - 2001 г.

В настоящее время коллектив кафедры состоит из девяти человек, из которых пять кандидатов наук. С течением времени коллектив кафедры организации перевозок пополнялся новыми преподавателями и сотрудниками. В 1996 году на должность преподавателя-стажера была принята Новикова И.П., защитившая летом 2001 года кандидатскую диссертацию и продолжившая свою педагогическую деятельность на кафедре в должности доцента.

В 1997 году в коллектив на должность ассистента пришел бывший студент и аспирант кафедры Рудомёткин М.Б., который в том же году защитил кандидатскую диссертацию и в должности доцента продолжил работу на кафедре.

С 1998 года в должности ассистента, а затем старшего преподавателя на кафедре трудится Суслова О.А., которая ведет большое количество учебных дисциплин: "Генеральный план и транспорт", "Железнодорожные станции и узлы", "Управление эксплуатационной работой" и т.д. Кроме учебной работы Суслова О.А. выполняет обязанности ученого секретаря кафедры и секретаря ученого совета факультета, является куратором. В 2006 году Суслова О.А. защитила кандидатскую диссертацию в Петербургском Государственном университете путей сообщения.

В 2001 году в коллектив кафедры пришел ассистент Либерман Б.А., защитивший в том же году кандидатскую диссертацию и в настоящее время работающий на кафедре в должности доцента. Либерман Б.А читает большое количество лекций и ведет практические занятия: "УГКР", "Экономика отрасли", "Специальные виды транспорта", "Информационные технологии" и т.д. Кроме того является ответственным за международную деятельность кафедры.

Обновлялся и учебно-вспомогательный персонал кафедры: 1997 год - учебный мастер Чернышов О.Н., 2000 год - заведующий лабораторией Прошин В.А., 2003 год - учебный мастер Малахов А.И., 2003 год - заведующий лабораторией Гнедаш М.А., который в 2006 году защитил кандидатскую диссертацию в Петербургском Государственном университете путей сообщения.

В учебном процессе активное участие принимают специалисты-производственники, благодаря помощи которых удаётся дать высокий уровень знаний студентам и выпускникам кафедры в области организации и управления транспортными процессами. Кафедра имеет тесные связи с предприятиями железнодорожного транспорта, где организуются производственные и преддипломные практики студентов, с дальнейшим трудоустройством. К таким предприятиям относятся: УЖДТ ОАО "НЛМК", ОАО ЛМЗ "Свободный Сокол", ОАО "Липецкцемент", Юго-Восточная железная дорога, ЗАО ЗХ "Стинол", ОАО "Стагдок".

Председатели ГЭК (ГАК)

  1. Дегтяренко Владимир Николаевич – д.т.н., профессор, зав. кафедрой "Промышленный транспорт" Ростовского инженерно-строительного института
  2. Гордин Борис Николаевич – зам. директора НЛМК по транспорту
  3. Бойко Валерий Леонидович – зам. директора НЛМК по транспорту
  4. Филин Анатолий Яковлевич – главный инженер Управления железнодорожного транспорта НЛМК
  5. Кисиль Василий Иванович – начальник УЖДТ ОАО НЛМК
  6. Четвериков Владимир Александрович – начальник УЖДТ ОАО НЛМК

Выпускники кафедры признаны квалифицированными специалистами и имеют высокий процент (83 %) трудоустройства по полученной специальности. В настоящее время студенты старших курсов работают и достойно показывают себя на предприятиях железнодорожного транспорта.